Задача 1. Спортсмен пробегает 100 м за 10 секунд. Первые 10м после старта он бежит с постоянным ускорением, остальную часть дистанции с постоянной скоростью. Найти ускорение на первых 10 метрах и скорость на остальной дистанции.
Задача 2. С какой скоростью надо вести автомобиль, чтобы, перейдя на движение с ускорением 1,5 м/c2, можно было пройти путь 195 м за 10 секунд? На сколько при этом возрастет скорость?
Задача 3. Тело движется равномерно со скоростью 3 м/с в течение 5 секунд, после чего получает ускорение 0,2 м/с2. Какую скорость будет иметь тело через 15 секунд после начала движения? Какой путь пройдет оно за время движения?
Пример 1.
Покоившийся автомобиль первую треть времени двигался равноускоренно и достиг скорости V. Вторую треть времени он двигался равномерно с этой скоростью, а последнюю треть- равномерно уменьшал свою скорость до нулевой. Определить среднюю скорость автомобиля.
Указание:
Задачи физики можно решать и графически... Иногда это облегчает процесс решения.
Решение:
График зависимости скорости автомобиля от времени | ||
Перемещение автомобиля равно площади под графиком V(t) | ||
Средняя скорость автомобиля |
Ответ: средняя скорость автомобиля равна 2/3 V.
Пример 2.
В глубокий колодец бросили с интервалом времени T без начальной скорости два камня. На каком расстоянии окажутся камни через время 2T после бросания первого камня?
Указание:
Предложенная задача может быть легко решена с точки зрения наблюдателя, свободно падающего вместе с вторым камнем. В отличие от задач динамики, в кинематических задачах при решении можно использовать неинерциальные системы отсчета.
Решение:
Положение и скорость первого камня в момент начала падения второго. |
||
Относительные ускорение, скорость и расстояние между камнями. |
Ответ:
|
расстояние между камнями окажется равным , при условии, что за время T ни один из камней не достигнет воды. |
Пример 3.
Железнодорожный вагон имеет скорость v и движется равнозамедленно с ускорением -a в направлении к покоящемуся на расстоянии L от него электровозу. С каким постоянным ускорением А должен начать двигаться электровоз для того, чтобы между ним и вагоном произошла "мягкая" сцепка (т.е. сцепка с нулевой относительной скоростью)?
Указание:
Если не хоте возиться с математическими трудностями, выбирайте удобные системы отсчета!
Решение:
Ускорение вагона относительно электровоза | ||
Условие остановки вагона относительно электровоза в момент их касания (с точки зрения системы отсчета, связанной с машинистом электровоза) | ||
Ускорение электровоза. | ||
Условие возможности прибытия вагона в точку начального нахождения электровоза. |
Ответ:
|
если вагон не доедет даже до неподвижного электровоза,
в противном случае электровоз должен начать двигаться с ускорением |
Задачи для самостоятельного решения
1. Покоившийся автомобиль первую треть пути двигался равноускоренно и достиг скорости V. На второй трети он двигался равномерно, на последней - тормозил до полной остановки. Нарисовать возможно более точный и подробный график скорости автомобиля и график зависимости координаты от времени. Найти среднюю скорость автомобиля.
2. Очень невоспитанный мальчик готовит любимую кошечку и собачку очень хорошей девочки к полетам в космос. Приучая их к состоянию невесомости, он бросает собачку вверх с начальной скоростью V0, а через интервал времени Т - с такой же скоростью бросает вверх кошечку. На какой высоте кошечка встретится с собачкой?
3. Очень невоспитанный мальчик бросает без начальной скорости в очень глубокий колодец портфель очень хорошей девочки и слышит всплеск воды через время после броска. Чему равна глубина колодца? Скорость звука в воздухе известна и равна u. Портфель девочки такой тяжелый, что летит вниз практически равноускоренно.
4. Воздушный шар стартует с земли с нулевой начальной скоростью и движется вверх равноускоренно с ускорением a. Через время T после старта от корзины с экипажем отрывается дно. Через какое время после этого сидевшая в корзине команда вернется на Землю?
5. Студент прибежал в начало платформы, опоздав на время T по отношению к моменту отправления поезда. Он заметил, что последний вагон проехал мимо него за время t. Сколько вагонов было у поезда, если он двигался равноускоренно?